РЕКОМЕНДАЦИИ Правительству Российской Федерации:

1. Сформировать эффективную систему управления земельными ресурсами на основе создания единого государственного органа по урегулированию земельных отношений и организации использования и охраны земельного потенциала страны. Завершить разграничение земель, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности. Провести сплошную инвентаризацию земель.

2. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в части ограничения предельного размера арендной платы за использование земельных участков в процентах от кадастровой стоимости с учетом региональных коэффициентов.

3. Упростить и удешевить процедуру межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков.

4. Проработать вопрос по введению прогрессивного земельного налога, для чего повторно рассмотреть проект федерального закона №1009633-6 «О внесении изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации».

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Ускорить принятие проекта федерального закона №21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства.

 

2. Подготовить и внести изменения в статью 3 Федерального закона №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в части предоставления права сельхозтоваропроизводителям бесплатно переоформлять в собственность земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении.

3. Разработать и внести в Земельный кодекс РФ изменения, касающиеся преимущественного права предоставления земельного участка для сельскохозяйственной деятельности на торгах сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории, сопряженной с предоставляемым земельным участком.

4. Разработать и внести изменения в Земельный кодекс РФ, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся предоставления земельных участков в приоритетном порядке крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также начинающим фермерам - без торгов.

5. Ускорить принятие проект федерального закона №276436-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

 

6. Разработать и внести изменения в соответствующие законодательные акты РФ, в части разрешения на проведение поверхностной обработки почвы (нулевая или минимальная технология обработки) в границах прибрежных защитных полос.

7. Внести изменения в Земельный кодекс РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся автоматической пролонгации договора аренды земельного участка, предоставленного фермерскому хозяйству, или предложения органом исполнительной власти (местного самоуправления) фермеру приобрести в собственность используемый земельный участок до истечения срока аренды.

8. Повторно рассмотреть проект федерального закона 560283-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в части раскрытия информации юридическими лицами, в собственности которых находятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, о своих владельцах - конечных бенефициарах, а также ограничения площади одного землевладения в пределах одного муниципального района максимальным размером, равным не более чем 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

1. Совместно с заинтересованными органами государственной власти,отраслевыми союзами разработать предложения в соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие совершенствование процедуры изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

2. Проработать вопрос по проблеме строительства производственных и иных хозяйственных объектов на землях сельскохозяйственного назначения и подготовить изменения в законодательство в этой части.

3. Проработать вопрос об упрощении процедуры оформления прав на мелиоративные системы (их элементы) для собственников земельных участков, на которых расположены данные объекты.

4. Разработать предложения в соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие возможность, в целях повышения доходности, предоставлять в аренду или в собственность КФХ земельные участки, занятые лесами, а также не допускающие перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, исключив их возможный перевод в земли лесного фонда.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Региональным органам власти субъектов Российской Федерации:

1. Создать механизм противодействия любым попыткам лишения крестьян земельных участков. Ставить на особый контроль обращения малых форм хозяйствования на селе о возможных рейдерских захватах их земли.

2. Неукоснительно обеспечивать размещение на сайтах региональных органов власти и органов местного самоуправления информацию об имеющихся земельных участках, доступных для пользования и выкупа. Обеспечить принятие административных регламентов по предоставлению прав на земли сельскохозяйственного назначения.

3. Разработать программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлекающих в сельхозоборот залежные земли.

4. Принять «дорожные карты», направленные на реализацию мероприятий по вводу в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

5. Завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий.

6. Повысить эффективность использования мелиорированных земель. Рассмотреть возможность увеличения расходов в рамках региональных государственных программ на мероприятия по культуртехнической мелиорации для обеспечения ввода в хозяйственный оборот дополнительной площади земель сельскохозяйственного назначения.

7. Усилить взаимодействие с органами, осуществляющими государственный земельный надзор, в целях выявления неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот.

8. Расширить практику проведения комплексных кадастровых работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

9. Организовать координацию и активизировать работу органов местного самоуправления по признаю права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

10. Обеспечить соблюдение принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которыми арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также определения в нормативных правовых актах порядка расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

11. Снизить выкупную цену земельного участка в собственность, сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность более 3 лет (не более 15 % от кадастровой стоимости).

 

12. Максимально приблизить кадастровую стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к текущей рыночной стоимости в регионах, где она значительно превышает рыночную.

РЕКОМЕНДАЦИИ Правительству Российской Федерации:

 

1)       Сформировать эффективную систему управления земельными ресурсами на основе создания единого государственного органа по урегулированию земельных отношений и организации использования и охраны земельного потенциала страны. Завершить разграничение земель, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности. Провести сплошную инвентаризацию земель.

 

2)       Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в части ограничения предельного размера арендной платы за использование земельных участков в процентах от кадастровой стоимости с учетом региональных коэффициентов.

 

3)       Упростить и удешевить процедуру межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков.

 

4)       Проработать вопрос по введению прогрессивного земельного налога, для чего повторно рассмотреть проект федерального закона №1009633-6 «О внесении изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации».

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

 

1)     Ускорить принятие проекта федерального закона №21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства.

 

2)     Подготовить и внести изменения в статью 3 Федерального закона №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в части предоставления права сельхозтоваропроизводителям бесплатно переоформлять в собственность земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении.

 

3)     Разработать и внести в Земельный кодекс РФ изменения, касающиеся преимущественного права предоставления земельного участка для сельскохозяйственной деятельности на торгах сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории, сопряженной с предоставляемым земельным участком.

 

 

4)     Разработать и внести изменения в Земельный кодекс РФ, ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся предоставления земельных участков в приоритетном порядке крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также начинающим фермерам - без торгов.

 

5)     Ускорить принятие проект федерального закона №276436-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

 

6)     Разработать и внести изменения в соответствующие законодательные акты РФ, в части разрешения на проведение поверхностной обработки почвы (нулевая или минимальная технология обработки) в границах прибрежных защитных полос.

 

7)     Внести изменения в Земельный кодекс РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся автоматической пролонгации договора аренды земельного участка, предоставленного фермерскому хозяйству, или предложения органом исполнительной власти (местного самоуправления) фермеру приобрести в собственность используемый земельный участок до истечения срока аренды.

 

8)     Повторно рассмотреть проект федерального закона 560283-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в части раскрытия информации юридическими лицами, в собственности которых находятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, о своих владельцах - конечных бенефициарах, а также ограничения площади одного землевладения в пределах одного муниципального района максимальным размером, равным не более чем 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

 

1)     Совместно с заинтересованными органами государственной власти,отраслевыми союзами разработать предложения в соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие совершенствование процедуры изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

 

2)     Проработать вопрос по проблеме строительства производственных и иных хозяйственных объектов на землях сельскохозяйственного назначения и подготовить изменения в законодательство в этой части.

 

3)     Проработать вопрос об упрощении процедуры оформления прав на мелиоративные системы (их элементы) для собственников земельных участков, на которых расположены данные объекты.

 

4)     Разработать предложения в соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие возможность, в целях повышения доходности, предоставлять в аренду или в собственность КФХ земельные участки, занятые лесами, а также не допускающие перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, исключив их возможный перевод в земли лесного фонда.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ Региональным органам власти субъектов Российской Федерации:

 

1)     Создать механизм противодействия любым попыткам лишения крестьян земельных участков. Ставить на особый контроль обращения малых форм хозяйствования на селе о возможных рейдерских захватах их земли.

 

2)     Неукоснительно обеспечивать размещение на сайтах региональных органов власти и органов местного самоуправления информацию об имеющихся земельных участках, доступных для пользования и выкупа. Обеспечить принятие административных регламентов по предоставлению прав на земли сельскохозяйственного назначения.

 

3)     Разработать программы поддержки            сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлекающих в сельхозоборот залежные земли.

 

4)     Принять «дорожные карты», направленные на реализацию мероприятий по вводу в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

 

5)     Завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий.

 

6)     Повысить эффективность использования мелиорированных земель. Рассмотреть возможность увеличения расходов в рамках региональных государственных программ на мероприятия по культуртехнической мелиорации для обеспечения ввода в хозяйственный оборот дополнительной площади земель сельскохозяйственного назначения.

7)     Усилить взаимодействие с органами, осуществляющими государственный земельный надзор, в целях выявления неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот.

 

8)     Расширить практику проведения комплексных кадастровых работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

 

9)     Организовать координацию и активизировать работу органов местного самоуправления по признаю права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

 

10)Обеспечить соблюдение принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которыми арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также определения в нормативных правовых актах порядка расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

 

11)Снизить выкупную цену земельного участка в собственность, сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность более 3 лет (не более 15 % от кадастровой стоимости).

 

12)Максимально приблизить кадастровую стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к текущей рыночной стоимости в регионах, где она значительно превышает рыночную.