Проект

ПРЕДЛОЖЕНИЯ АККОР
по реализации поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина №Пр-995ГС от 1 мая 2014 года

Поручения В.В.Путина

Предложения АККОР

Обоснование

  1.  

«1а) в целях формирования единой государственной политики в сфере развития сельских территорий и повышения уровня жизни сельского населения разработать и утвердить долгосрочную Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации»

Предлагаем в противовес промышленно-урбанистическому типу развития сельских территорий принять в качестве приоритета  – равномерно-пространственную систему расселения, включающую сеть малых и сверхмалых сельских поселений – хуторов, заимок, улусов, зимовий и др. на базе семейных крестьянских (фермерских) хозяйств и их кооперации.

К 2020 году довести совокупную численность фермерских хозяйств семейного типа до 500 тысяч хозяйств, а к 2030 году до 2 млн. хозяйств.

    С учетом указанной Стратегии требуется скорректировать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013— 2020 гг., других ФЦП и ВЦП.

   Меры по сохранению и развитию сельских территорий, по борьбе с бедностью на селе, снижению безработицы, повышению жизненного уровня, усилия по закреплению на селе молодежи, развитию социальной инфраструктуры дадут должный эффект, если они будут подкреплены мерами по стимулированию развития фермерства и в целом малого сельского предпринимательства.

Развитие малого агробизнеса на селе позволит  создавать новые рабочие места, снизить  площади неиспользуемых сельхозугодий, укрепить местные бюджеты за счет повышения сборов по земельному налогу, закрепить на селе молодежь.

Основным резервом роста  численности крестьянских хозяйств являются товарные ЛПХ. Таких хозяйств по переписи 2006 год насчитывается более 2 млн.

  1.  

«1а) в целях формирования единой государственной политики в сфере развития сельских территорий и повышения уровня жизни сельского населения разработать и утвердить долгосрочную Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, направленную: на  улучшение демографической ситуации и обеспечение занятости сельского населения  с учетом территориального планирования размещения производительных сил»

Увеличить объемы средств, направляемых из федерального бюджета на реализацию ведомственных целевых программ «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ», до 10 млрд рублей.

В рамках государственной программы развития сельского хозяйства до 2017 года действует ВЦП «Начинающий фермер». В 2013 году реализация этой целевой программы позволила создать 2300 новых фермерских хозяйств с получением грантовой поддержки, а всего за год зарегистрировано более 21 тыс. новых КФХ. Мероприятия по поддержке начинающих фермеров востребованы в субъектах РФ. На каждый грант конкурс составляет 7-12 человек. В первую очередь, это поддержка стимулирует ЛПХ, ведущих товарное производство. По переписи (ВСХП) 2006 года таких хозяйств насчитывалось более 2 млн.

Дополнительных средств на реализацию Государственной программы не потребуется. Но нужно кардинально поменять ее приоритеты и целевые показатели и перераспределить финансовые средства в пользу действующих ВЦП «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма».

На основе семейных фермерских хозяйств сохраняется и будет развиваться сеть малых сел и хуторов, что позволит освоить и заселить российскими гражданами пустующие огромные территории, восстановить социальный и административный контроль, сформировать оптимальную систему расселения и решить геополитическую задачу по укреплению российской государственности.

  1.  

«1б) обеспечить с учетом долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации корректировку федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» и других государственных программ Российской Федерации, имеющих отношение к реализации указанной стратегии.»

Увеличить основные показатели и ожидаемые результаты реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» к 2020 году:

- средний уровень зарплаты в сельскохозяйственном производстве — 100 % от средней по стране;

- — уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом — 95 %;

-обеспеченность сельского населения питьевой водой, соответствующей стандартам, — 100 %;

- удельный вес сельского жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, включая автономные системы жизнеобеспечения, — 70 %.

Исходя из этих уровней, скорректировать ввод в действие газовых сетей, водопроводов. Увеличить объемы ввода в строй общеобразовательных школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений культуры с целью полного обеспечения сельских жителей этими услугами.

Обеспечить выделение финансовых средств федерального и региональных бюджетов под эти целевые показатели.

- Выделять отдельной строкой средства на развитие сельских территорий в рамках действующих государственных и ведомственных целевых программ образования, медицинского обеспечения, культуры, дорожного строительства и других, в размере не менее 27 %, что соответствует удельному весу сельских жителей.

- Запретить закрытие в селах малокомплектных школ. Нет школы, не будет и деревни.

- Снять ограничения по людности сельских поселений, в которых граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут получить субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам.

- Пересмотреть межбюджетные отношения. Внести изменения в соответствующее законодательство, предусматривающие, чтобы  в бюджетах сельских поселений осталось 50 % поступлений от налога на доходы физических лиц.

Преодоление хронического отставания качества жизни на селе от городских стандартов является одним из значимых условий сокращения миграционного оттока сельских жителей в города.

Если к 2020 году не решить основные проблемы сельских территорий, то задача закрепления сельской молодежи будет не выполнена.

Особое внимание необходимо уделить и развитию местного самоуправления. Масса социальных вопросов находится в ведении муниципальных органов. Но сегодня они – нищие, без финансовых ресурсов. Налоговые поступления уходят наверх, это неправильно. Необходимо усовершенствовать механизм передачи на уровень нижестоящих бюджетов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

  1.  

«1в) включить в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Предусмотреть ежегодное выделение отдельной строкой средств на строительство автомобильных дорог в сельской местности по линии Федерального дорожного фонда в объеме суммы, уплачиваемой топливными компаниями по акцизам за ГСМ, реализуемым сельским жителям и сельхозтоваро-производителям - 30 млрд.рублей.

Ввести новую категорию дорог (VI) и классификации – внутрихозяйственные технологические дороги.

В сельской местности зарегистрировано около 8,4 млн.единиц личного автотранспорта, владельцы которого – сельские жители, являющиеся плательщиками акцизов на бензин и ГСМ (около 27,5 млрд.рублей в год). Вместе с тем, около 40 тыс. сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Но, лишь четверть от таких акцизных сборов (6-7 млрд.рублей) идет на строительство транспортных подъездов к сельским населенным пунктам. Данный подход является нелогичным.

Считаем, что для улучшения транспортной логистики в сельской местности, в том числе между производителями и локальными рынками сбыта сельскохозяйственной продукции, сокращения транспортных издержек, улучшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей, повышения инвестиционной привлекательности агробизнеса на селе для инвесторов и соответственно устойчивого развития сельских территорий и сельскохозяйственной отрасли необходимо направление указанных акцизных сборов на развитие сельской дорожной сети.

  1.  

«1г) подготовить предложения по внесению в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» изменений, направленных на сокращение до трех-пяти лет времени ожидания получения социальных выплат на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там»

Увеличить объемы субсидирования сельхозтоваропроизводителей и граждан, осуществляющих строительство жилья в сельской местности.

Выделить дополнительные средства в уставной капитал ОАО «Росагролизинг» на реализацию программы по строительству жилья в лизинг для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая фермеров.

Решение жилищного вопроса – важнейший фактор закрепления на селе молодежи и значимое условие повышения рождаемости в сельских семьях.

  1.  

«1д) оценить результативность мер государственной несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и подготовить предложения по совершенствованию механизма оказания такой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области животноводства»

В рамках создания условий для обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства для всех организационно-правовых форм, работающих в сельском хозяйстве, крупного и малого бизнеса, необходимо внести изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства, а также в правила предоставления субсидий  на оказание несвязанной поддержки:

  1. Довести объем несвязной поддержки  до уровня 3 000 рублей на га  сельскохозяйственных угодий.
  2. С целью доведения средств господдержки до всех сельхозтоваропроизводителей, ввести сквозную формулу доведения средств несвязанной поддержки. Средства доводятся до регионов, регионы до районов, районы – до хозяйств. В этом случае механизм распределения средств будет более справедливым и доступным.
  3. Утвердить единую формулу – единый принцип распределения федеральной части средств несвязанной поддержки по всем субъектам РФ и ввести ограничения по установлению  региональных требований по распределению региональной части средств.

4)    Упростить процедуру предоставления поддержки и сократить пакет требуемых документов:

- исключить из перечня документов справки по отсутствию текущей задолженности по арендной плате за земли с/х назначения.

-      при определении требований к ликвидации задолженности по налогам и сборам установить минимальный уровень задолженности, не принимаемый в расчет, в размере не более5000 рублей. Таким образом, задолженность в незначительном размере, возникшая вследствие учетной накапливаемой ошибки, не будет влиять на возможность получения субсидий.

- исключить требования и документы, связанные с производственными     показателями и повышением эффективности сельскохозяйственного производства.

5) Необходимо дифференцировать размер государственной поддержки с учетом выделения неблагоприятных для развития сельского хозяйства зон и ввести повышающий коэффициент для  неблагоприятных для ведения сельского хозяйства территорий

6) Расширить перечень сельскохозяйственных угодий по несвязанной поддержке и внести в него сенокосы, культурные пастбища, многолетние и однолетние травы, а также чистые пары.

7)Установить дополнительный коэффициент для расчета ставки по удаленным в транспортном отношении регионам (Сибирь, Дальний Восток) в случае, если не будут предусмотрены льготные ЖД тарифы.

В существующей формуле расчета регионального уровня несвязной           поддержки необходимо убрать привязку  к зерновым единицам и, соответственно, к коэффициенту интенсивности использования посевных  площадей.

Со вступлением  России в ВТО обострились существующие проблемы в сельском хозяйстве.           

Облегченный доступ на российский рынок импортной продукции снизил  конкурентоспособность нашего сельхозтоваропроизводителя. Рентабельностью не позволяет вести расширенное воспроизводство.

При значительном снижении таможенных барьеров и пошлин зарубежный сельхозпроизводитель может себе позволить существенно  снизить предлагаемые рынку  цены до уровня, неприемлемого для российского.

Сегодня у российского сельхозтоваропроизводителя  практически отсутствуют финансовые возможности для технологической модернизации. Закупки в необходимых  объемах удобрений и средств защиты растений, элитных семян, высокопродуктивного скота. Фермерам зарубежом это обеспечивается за счет высокого уровня несвязанной поддержки в  размере 365 евро на 1 га или около 17 тыс.рублей.

Кроме того выделяемая сегодня господдержка увязывается с производственными показателями сельхозтоваропроизводителей, что не соответствует требованиям ВТО, а также поощряет те субъекты Российской Федерации, которые имеют более высокие производственные показатели.

В настоящее время регионы оценены как неблагоприятные по совокупному количеству факторов, предусматривающих почвенный состав, природно-климатический, уровень социально-экономического региона и др. Также необходимо в регионах определить районы неблагоприятные для ведения сельского хозяйства.

Распространение мер  несвязаной поддержки на сенокосы и другие кормовые культуры позволит стимулировать сельхозтоваропроиводителей, обеспечивающих себя собственными  кормами.

А также выделить средства на чистые пары - это необходимый элемент в структуре севооборота, который обеспечивает посевы озимых культур, дающие практически половину валовой продукции зерна в стране.

  1.  

«2г) подготовить предложения по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, предусмотрев создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, организацию фитосанитарного и ветеринарного контроля, обеспечение функционирования автоматизированных информационных логистических и расчетных систем»

Внести в Государственную программу изменения, касающиеся условий создания  логистических центров в субъектах РФ. Предусмотреть создание таких центров на кооперативной основе при государственной поддержке из федерального и регионального бюджетов и софинансировании  сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предусмотреть строительство таких центров государственными органами власти регионов с передачей в аренду сельскохозяйственным потребительским кооперативам с правом выкупа таких объектов.

В целях развития гарантированного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции через крупные торговые сети целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Ограничить торговым сетям возможности навязывать услуги по рекламированию, маркетингу и проч., а также запретить устанавливать вознаграждение за данные услуги.

Создание логистических центров на кооперативной основе  в субъектах Федерации должно быть включительно в регионально значимые программы или программы по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. Предусмотреть широкое вовлечение в сельскохозяйственные потребительские сбытовые кооперативы малых сельхозтоваропроизводителей.

Это позволит улучшить доступ к рынкам сбыта МФХ, а также будет стимулировать создание альтернативной сбытовой структуры, что будет способствовать развитию здоровой конкуренции.

Целесообразно,  также,  в рамках данных программ  строительство логистических центров администрацией регионов с правом их выкупа сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Подработка и переработка сельскохозяйственной продукции в кооперативных логистических центрах  позволит удовлетворить требование торговых сетей и обеспечить регулярное поступление продукции в необходимых объемах.

  1.  

«3.Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с ОАО «Россельхозбанк», другими заинтересованными российскими кредитными организациями и при участии Правительства Российской Федерации подготовить предложения:

а) по разработке и внедрению банковских продуктов, ориентированных на поддержку инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по реализации социальных проектов в сельской местности;»

1) Создать на базе ОАО «Россельхозбанк» банк развития.

2) Снизить рыночную процентную ставку по кредитам до 2-3% годовых с одновременным снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ до уровня, действующего в развитых странах мира

3)  ЦБ РФ предоставлять коммерческим банкам, работающим в сельской местности, однородные ссуды, связанные обязательством кредитовать именно малый аграрный бизнес, выделив в качестве признака однородности признак аграрных микропредприятий различных организационно-правовых форм – КФХ, ООО, ИП, СПК, СКПК. Срок связанных кредитов – не менее 2 лет.

.

4) Снять законодательные ограничения по людности сельских поселений, в которых граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут получить субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам

5) Сокращать сумму выплат по кредитам на жилье за счет государственных средств сельским семьям на 25 % при рождении первого ребенка, на 50 % — при рождении второго и на 100 % — при рождении третьего.

В 2013 году КФХ произвели продукцию на 386 млрд. рублей, получив при этом только 25,3 млрд.рублей кредитов, что на 32% меньше, чем в 2012 году.

Банки не охотно кредитуют малый бизнес. Им легче иметь дело с крупным клиентом. Предоставление ЦБ РФ кредитных ресурсов, связанных условиями финансирования именно малого бизнеса в аграрной сфере, позволит значительно снизить процентную ставку по кредитам и заинтересует коммерческие банки в предоставлении таких целевых продуктов, что значительно увеличит объемы кредитования малых форм хозяйствования на селе.

  1.  

«4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) принять меры по развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кооперативных машинно-технологических станций для технического оснащения малых форм хозяйствования»

1) Внести изменения в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в части снижения доли дохода сельскохозяйственных потребительских кооперативов, других организаций и индивидуальных предпринимателей от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции до 50 процентов, для признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями.

2) Региональным департаментам АПК осуществить разработку региональных программ по развитию МФХ на селе, предусмотрев стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусмотрев региональное финансирование данной программы

3) Россельхозбанку, Сбербанку России разработать кредитные продукты для начинающих и действующих СПК с льготной процентной ставкой и гарантией со стороны региональных гарантийных фондов

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является одной из фундаментальных проблем нашего сельского хозяйства, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Во всем мире кооперативная инфраструктура - важнейшее условие эффективного развития малого бизнеса. Она обслуживает этот слой агарной экономики, позволяет сохранить и переработать продукцию. Через кооперацию малые хозяйства могут дотянуться до рынков сбыта и госконтрактов, а также до заемных средств через кредитные кооперативы.

Российский крестьянин лишен такого преимущества. Производя более половины продовольствия, он имеет возможность поставлять на оптовые рынки и переработку лишь 20?25%. При этом его доля в конечной цене продукции неоправданно мала. Основной куш достается переработчикам и торговым сетям.

В настоящее время, к сельскохозяйственным товаропроизводителям, в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» относятся организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, при условии, что доля дохода от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов от общего дохода.

Аналогичный количественный критерий установлен и в Налоговом кодексе Российской Федерации, при соблюдении которого сельскохозяйственные товаропроизводители могут применять специальный режим налогообложения – «Единый сельскохозяйственный налог».

В данном случае количественный (процентный) критерий доходности для признания сельскохозяйственным товаропроизводителем не обоснован ни теоретически, ни практически. Статистически любой показатель выше 50 процентов уже репрезентативен. На практике данный критерий неоправданно велик – по сути, сельскохозяйственный производитель, не достигший 70 процентов лишается возможности получать меры государственной поддержки, не имеет (утрачивает) возможности применения такого специального налогового режима, как ЕСХН. Также это способствует снижению (исключению) участия таких организаций и индивидуальных предпринимателей в социальной помощи на селе (ремонт дорог, расчистка дорог в зимнее время, помощь образовательным учреждениям, местным жителям и др.), а также сельском туризме и народных национальных промыслах.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в части снижения доли дохода организаций и индивидуальных предпринимателей от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции до 50 процентов, для признания их сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Принятие проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации» будет способствовать развитию устойчивости и повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, выравниванию диспропорции между сельскохозяйственными производителями, снижению рисков их банкротства, а также развитию агропромышленного комплекса страны.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы республики Крым освобождены от налога на прибыль.

 

  1.  

«4в) принять дополнительные меры, направленные:

-на повышение информированности сельского населения по вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и кооперации, включая разъяснение основных положений законодательства Российской Федерации в данной сфере»

Внести в Государственную программу развития сельского хозяйства дополнение - оказание консультационной помощи субъектами малого сельского предпринимательства и отнести ее к социально значимым услугам с выделением соответствующего финансирования из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Создать трехуровневую систему информационно-консультационных центров, обслуживающих малые формы хозяйствования, с активным привлечением фермерской инфраструктуры к их деятельности и выделением государственной поддержки на эти цели, как из федерального, так и из регионального бюджетов на основе софинансирования.

Оказание консультационных услуг малым формам хозяйствования наиболее эффективная мера государственной поддержки, которая не требует больших средств, но значительно влияет на развитие фермерства, кооперации и других малых форм хозяйствования.

Среди преимуществ информационно-консультационных центров на базе организаций фермерского самоуправления можно выделить следующие.-  отношение с консультантом строятся на доверии и поэтому услуги более эффективные и учитывают специфику каждого фермера; -  предполагается ответственность консультанта за оказание платных услуг и конечный результат, который необходим двум сторонам: фермеру повышать доходность своего хозяйства, а консультанту свой личный доход, престижность и востребованность; -  специалисты-консультанты специализируются на работе малых форм хозяйствования и учитывают их специфику, особенность, что повышает эффективность консультаций;

-  стоимость платных услуг формируется при участии фермеров-членов некоммерческих организаций. Таким образом, консультационная служба на базе фермерских ассоциаций значительно эффективнее, дешевле и требует меньшего количества бюджетных средств.